578 посетителей на сайте
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Общества защиты прав потребителей (покупателей)


Основными правами потребителя являются право на качество, право на безопасность, право на информацию и право на возмещение ущерба.
Законодательство декларирует защиту этих прав и определяет механизмы ее реализации. Например, статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» в действующей редакции устанавливает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом…) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Однако, зачастую юридические нормы остаются лишь намерениями. На практике что-либо доказать бывает нереально, особенно в одиночку.
Помогать потребителю на словах, а иногда и на деле, бесплатно или за большие деньги берутся десятки, если не сотни организаций, назвавших себя обществами и союзами защиты прав потребителей: КонфОП, СПРФ, Московский филиал Союза потребителей России, Общество защиты прав потребителей Московской области, ОЗПП «Общественный контроль», ОЗПП «Резонанс» и многие другие.
Что они представляют собой на самом деле?

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП)
Занимается защитой прав потребителей на деле. Организация реально работает и оказывает содействие гражданам. Международной называется, поскольку в нее входят представители восьми стран СНГ. Является учредителем журнала для потребителей «Спрос». Проводит как бесплатные лекции для граждан по темам защиты прав потребителей, так и платные консультации по вопросам защиты прав и законных интересов потребителей.
В числе наиболее заметных мероприятий: борьба за возврат незаконной 10%-ной комиссии, удерживавшейся Альфа-банком с вкладчиков в июле-ноябре 2004 года - банк возместил бывшим вкладчикам в досудебном порядке около 100 млн руб.; продвижение изменений в закон о рекламе в части необходимости принятия количественных ограничений на трансляцию телерекламы в 2004 – 2005 гг.; дело против рекламы Lenor в 2004 году; борьба со скрытыми комиссиями банков при кредитовании населения в 2005 - 2007 гг.; возмещение ущерба гражданам, причиненного РАО «ЕЭС» по факту отключения электричества в мае 2005 года в Москве и Московской области в 2005 - 2006 гг.; борьба за отмену платы за смену тарифа для абонентов МГТС и других региональных операторов связи в 2006 – 2007 г.; борьба с массовыми нарушениями прав потребителей в аэропортах России в текущем году.

Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ)
Создан в декабре 1990 года. Объединяет более 100 региональных, городских и районных общественных организаций.
В рамках партийного проекта «Сеть правовой защиты потребителей» «Единой России» СПРФ в 2007 году создал информационно-консультационные пункты в 14 регионах России. Было проконсультировано 125 тысяч потребителей, в т.ч. бесплатную правовую помощь получили 75 тысяч малоимущих и социально незащищенных граждан, включая составление претензий и исков, поддержку в суде. Проблемы с финансированием в 2008 году, по-видимому, притормозили этот проект. Тем не менее, СПРФ вынашивает планы создания национальной некоммерческой сети правовой поддержки потребителей.
На сайте СПРФ в разделе «Самозащита» есть 9 образцов претензий различного типа для наиболее распространенных нарушений прав потребителей, основные требования к оформлению искового заявления в суд, а также жалобная книга. Существует действующий форум, в который можно обратиться за советом.

Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль»
Основным направлением деятельности Общество защиты прав потребителей объявило защиту прав потребителей и содействие при реализации их прав.
На сайте общества в разделе «Защита прав потребителей» приведены 17 различных образцов претензий, 12 образцов исковых заявлений, образцы доверенностей на представление интересов в иске и на ведение гражданских дел. Там же приведены подробные инструкции «Как подготовить исковое заявление» и «Как подать документы в суд и в какой».
В разделе «Куда жаловаться» указаны подробные контакты ответственных организаций для направления претензий по фактам нарушений прав потребителей, в случае необходимости оказания юридической помощи; по фактам нарушений санитарных правил и правил торговли на объектах потребительского рынка г. Москвы; при подозрении на факт совершения мошенничества продавцом (исполнителем), а также для установления адреса и реквизитов продавца (производителя, исполнителя) и получения выписки из ЕГРЮЛ.
Также на сайте ОЗПП есть активно действующий форум с множеством тем и постоянным присутствием посетителей. В целях предотвращения попадания в лапы всевозможных мошенников, можно рекомендовать его весьма насыщенный полезной информацией раздел «Черный список».
Разъяснения и краткие консультации для потребителей по вопросам применения законодательства ОЗПП обещает давать по телефону и электронной почте бесплатно. Остальные услуги – платные. Поскольку все они указаны с предлогом «от», сравнивать их нет смысла.

Честнее в ценовых вопросах выглядит Московский филиал Союза потребителей России. Он предлагает гражданам полный комплекс юридических услуг, связанных с защитой прав потребителей. Стоимость этих услуг такова:
- Устная консультация юриста - 200 руб. за 10 минут, при этом в тайминг консультации включены как время анализа документов, предоставленных потребителем, так и время непосредственного ее проведения;
- Устная консультация по вопросам, связанным с покупкой недвижимости на первичном рынке - 2500 руб. за 1 час;
- Выездная консультация по вопросам покупки недвижимости на первичном рынке - 12000 за 2 часа.
Аналогичные расценки и у Общества защиты прав потребителей Московской области.
По сути, два последних - это уже никакие не общества и союзы защиты прав потребителей, а обычные бизнес-предприятия в сфере юридических услуг, нацеленные на максимальное выжимание прибыли из клиентов. Попытка собирать от 20000 до 48000 рублей за работу одного человека в течение одного восьмичасового рабочего дня говорит только об этом.

Общество защиты прав потребителей «Резонанс»
Основано в 1999 году и действует на территории Москвы и Московской области. Целью деятельности «Резонанс» объявил содействие гражданам в области защиты прав потребителей. Общество предлагает помощь пострадавшим от недобросовестных продавцов и производителей, бракоделов, халтурщиков и обманщиков.
Из полезного на сайте можно отметить разве что относительно развернутый FAQ. «Черный список» почти пуст, «Статьи наших авторов» отсутствуют, раздел обратной связи находится в стадии разработки, форум предусмотрен, но не работает.
Расценки «Резонанса», которые он называет добровольными пожертвованиями, следующие: консультация не более 20 минут при покупке некачественных товаров (стоимостью до 5000 рублей) и некачественного оказания бытовой услуги – от 500 руб.; консультация до 40 минут по вопросам некачественного оказания услуг, работ в сфере строительного жилья, ремонта и обслуживания, а также автомобильного ремонта – от 1500 руб., анализ договора – от 2000 руб. и т.д. Опять же – все это «от», и реальная цена услуги может оказаться намного выше.

Читайте также обзор юридических консультаций Москвы.

источник: Журнал о продуктах питания, товарах и услугах

Автор - Анатолий